Структура и органы управления

художественная школа города Железнодорожного

год основания 1995

143980, Московская область, г.о. Железнодорожный,мкр.Павлино, д. 1, к.2

контакт



                                                                                                                     .




Образовательная программа
Самообследование

Программа развития


Четверг 25.04.2019 11:41


 

Павлинская игрушка.

Актуальное продолжение традиции.


Павлин

 

         Павлинская игрушка как вид современной глиняной игрушки Подмосковья развивается на базе творческой мастерской «Традиционная народная керамика»,  расположенной в районе Павлино г.  Железнодорожного с 1990г.  Последние 15 лет мастерская работает в составе художественной школы г. Железнодорожного.

         Эту игрушку нельзя отнести к традиционной, т.к. определенного исторического прообраза она не имеет, однако нельзя сказать, что она совсем на имеет никаких корней. Окрестности нашего города с древних времен славились богатейшими залежами красной глины, и с глиной тесно связана вся его история. Издавна глина использовалась местными жителями для кустарного изготовления кирпича с последующим обжигом в примитивных ямах.    Помимо кирпича, в нашей местности изготавливались и посуда и глиняные игрушки, но они не вывозились за пределы района, так как свойства местной глины не позволяли достичь высокого качества этих изделий, и в настоящее время сохранившихся образцов не выявлено. Первые крупные разработки местных глин начались  во второй половине 18 века, а с начала 19 века  и до наших дней в городе существует промышленное производство красного кирпича. Именно наличие, с одной стороны, достаточного количества сырья «под ногами», и крупного керамкомбината с другой стороны,  и позволило отважиться на создание  детской керамической мастерской в очень непростые годы всеобщего дефицита, так что исторические предпосылки возникновения Павлинской игрушки все же существуют.Медведь

            Первоначально обучение в мастерской велось по схеме, характерной для кружков подобного типа: мы изучали наиболее известные и популярные промыслы русской глиняной игрушки: дымковский, каргопольский, абашевский и другие. Вскоре оказалось, что очень сложно удержать детей в рамках определенной, уже устоявшейся  традиции, детская фантазия требовала выхода, захотелось своего. Павлинская игрушка и стала решением поставленной задачи. Авторская разработка была направлена на создание актуальной, современной и в то же время поддерживающей народные традиции глиняной игрушки. Нужна была игрушка,  вводящая в предмет, которая позволила бы в полной мере почувствовать глину как материал, освоить основные приемы работы с глиной, и быть интересной настолько, чтобы помочь детям преодолеть те трудности, которые неизбежно подстерегают начинающего в любом деле.

Исходя из этого, и была продумана технологическая основа:  Способ формирования полости под свисток (пирожок с воздухом) диктуется свойствами местных  недостаточно пластичных и жирных глин, эти же свойства определяют и конструктивный способ лепки игрушки, к тому же детям, незнакомым ранее с глиной, зато знакомым с пластилином, процесс сбора игрушки по частям, а не из целого куска ближе и понятней. Сознательный отказ от окраски был продиктован не столько дефицитом красок в те времена, сколько необходимостью для детей сначала прочувствовать материал и форму предмета. Опыт показывает, что начинать сразу с крашеных игрушек нецелесообразно: пока учащиеся не научились воспринимать форму, не чувствовать ее, не относиться бережно к пластическим свойствам глины, им тяжело раскрасить игрушку так, чтобы подчеркнуть  образ, а не разрушить его окончательно. Использование фактуры является альтернативой окраски и при этом сводит весь процесс изготовления игрушки к одному занятию, что для начинающих важно. Наличие свистка и близкая детям система образов также играют немаловажную роль в поддержании интереса к занятиям.

При всем этом нельзя однозначно назвать Павлинскую игрушку авторской. Это игрушка самодеятельная, т.к. несмотря на то, что идея создания принадлежит руководителю мастерской, игрушка является итогом деятельности детского творческого коллектива, вернее, его нескольких поколений. Именно в коллективном творчестве дополнилась существующая система образов, игрушка обогатилась новыми пластическими решениями, новыми фактурными находками. Так как нет строгих рамок, постоянно идут эксперименты, что-то подхватывается, что-то изменяется. Это по сути живой организм, подверженный разного рода трансформациям и реагирующий на различные факторы внешнего характера, в том числе и социальные.

В этом плане интересно рассмотреть Павлинскую игрушку в современном контексте. Для педагогов, работающих с детьми достаточно продолжительное время, не секрет, насколько дети, приходящие в школу сейчас, отличаются  от тех, кто приходил туда пятью годами раньше. В настоящее время довольно часто можно услышать от педагогов художественного творчества  такой стихийно появившийся термин, как «компьютерный ребенок». И это совсем не означает «компьютерный гений»! Это означает, что ребенок вырос на мультиках и компьютерных игрушках, что у него, как правило, очень слабо развита мелкая моторика рук и большие сложности с порогом восприятия: он привык к очень ярким цветам и очень громким звукам и не воспринимает полутонов, он индивидуалист и до него иногда бывает очень трудно достучаться. И еще, эти дети, как правило, практически не имеют представления о традиционном народном искусстве. Кстати, ни школьная программа «МХК», ни типовая программа «История искусств» для художественных школ подобных разделов практически не содержат. В результате,  когда эти дети в 10 - 11 лет приходят в мастерскую, они имеют уже сложившуюся систему  ценностей, и  вписать в эту систему любовь к народной глиняной игрушке весьма сложно.

 В этих условиях Павлинская игрушка оказалась как никогда актуальна, потому что позволяет выстроить мостик между современностью и традиционной культурой, позволяет почувствовать и полюбить материал,  понять, что главное в глиняной игрушке – не яркие цвета и идеально заглаженная форма, а точность образа, компактность и лаконизм,  доброта, присущая образам русского фольклора.

При 4-летней программе обучения в школе программа мастерской построена таким образом, что весь первый год дети занимаются  Павлинской игрушкой, а далее переходят к изучению традиционной игрушки наиболее известных промыслов России, и учащиеся к этому моменту уже готовы к их восприятию.

Довольно часто, к сожалению, приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением к подобного рода игрушке:  «У вас не традиционная?  Ну и что вы самодеятельностью занимаетесь?» А в некоторых случаях именно с интереса к самодеятельной игрушке начинается интерес к традиционной, сначала игрушке, а потом и русской культуре в целом.

  

Руководитель творческой мастерской «Традиционная народная керамика»

                                                                                   Кривогуз Е.И.

Галерея работ